Вход в личный кабинет

Вы впервые пользуетесь сервисами bycard.by
или у Вас уже есть аккаунт?

Создание аккаунта

Укажите любую удобную Вам почту, на которую
мы сможем присылать уведомления о Ваших заказах.

Что бы зайти в Личный кабинет в следующий раз,
нажать кнопку входа через соцсеть будет достаточно!

Связывание аккаунтов

Введите Вашу почту и пароль от личного кабинета.

Рецензия. «Джокер»: мрачнейший перформанс блистательного Хоакина Феникса

Громкий смех заливает тусклую комнату, хотя ничего смешного не происходит. На загримированном лице смеющегося зловещая улыбка. Да вот только зрителям отчего-то не весело.

 

 

С каждой минутой смех лишь усиливается. Но то, что это признаки редкой болезни и что неконтролируемые удушающие приступы хохота — это такая реакция организма на сильный стресс — понятно не сразу. Его худое костлявое тело скручивается в какую-то невероятную акробатическую петлю. Постепенно на наших глазах рождается преступник, террорист, принц, народный герой. А за окном шумит утопающий в горах мусора, оккупированный гигантскими крысами Готэм. В воздухе витает предчувствие надвигающейся беды. Приготовьтесь — будет жутко.

 

Смеющийся — никто иной, как Артур Флек (Хоакин Феникс), клоун-любитель, страдающий психическим расстройством (результат детской травмы). Хотя, на первый взгляд, всё вроде бы не так серьёзно, чтобы изолировать неуклюжего клоуна от общества и запирать его, скажем, в местной лечебнице Аркхэм. Кто-то ошибочно посчитал, что прописать курс сильнодействующих лекарств и периодических посещений психиатра будет вполне достаточно.

 

И теперь Артур живёт жизнью обычного человека: ходит на работу в рекламное агенство «Ха-ха» (костюм клоуна — это, по сути, его униформа), а вечера коротает в компании своей престарелой матушки, которая зовёт любимого сына «Хэппи» и наказывает ему, что, мол, всегда нужно улыбаться и «делать счастливое лицо». Вот только в этом городе с такими принципами долго не протянешь. И после череды неприятных встреч и разочарований до Артура наконец доходит: обществу не нужны жалкие клоуны — обществу нужны решительные злодеи.

 

 

Эту социальную, или скорее антисоциальную притчу мог поставить только прирождённый драматург, тонко чувствующий природу внутреннего конфликта человека. Такой гнетущий своей атмосферой фильм мог придумать только спец по заблудшим душам. И именно в таком статусе отныне и навсегда будет пребывать Тодд Филлипс. Режиссёр, подаривший миру трилогию «Мальчишник в Вегасе», ранее в серьёзном драматическом жанре не замеченный, переосмысливает образ одного из ярчайших злодеев американских комиксов.

 

Он предлагает актёру Хоакину Фениксу пройти по тонкому льду и сыграть героя не просто противоречивого, а отрицательного, умалишённого, такого, какие сегодня периодически врываются в наши спокойные будни ужасной новостью об очередном шокирующем расстреле в кафе или газетной статьёй о поножовщине на оживлённой улице.

 

До сих пор грустный клоун-психопат из готэмских трущоб был лишь провокатором без прошлого, сумасшедшим без собственной истории, преступником без такой важной для создания цельного образа внутренней мотивации. До сих пор Джокер как герой комиксов сосуществовал в обязательной увязке с более сильным Бэтменом, полностью зависел от него и был, что называется, его тенью. Такое «соседство» мешало всестороннему раскрытию потенциально богатого образа, вынуждая талантливых актёров по большей части меркнуть на фоне героя в чёрном костюме.

 

 

Да, мы помним самобытные интерпретации Джокера от Джека Николсона и Хита Леджера. Последнего и вовсе наградили статуэткой Оскара, правда, посмертно (актёр не дожил до церемонии награждения буквально несколько месяцев). Не забудем и о романтизированной куражистой версии Джареда Лето. У каждого из этих актёров Джокер вышел по-своему нестандартным, как того и требует образ психопата-одиночки.

 

Казалось бы, коллеги по цеху всё давно уже сказали и на этом образ Джокера можно считать исчерпанным. Но нет. Хоакин Феникс своей продуманной игрой (ощущается длительная физическая и психологическая подготовка актёра к роли) заново изобретает Джокера, вылепливает его из каких-то мелких подробностей, поворотов головы, взмахов руки, эпатажного танца, всё того же жуткого смеха, природа которого находит своё веское и одновременно красивое объяснение.

 

Но главное, своей картиной Филлипс находит объяснение тому, как Артур Флек стал Джокером. Желая показать длительный процесс трансформации неудачника, отвергнутого обществом, в лидера местной преступности, Филлипс ставит себе и Фениксу сложную художественную задачу — выяснить первопричины разрушения человеческой души, указать на те общественные триггеры, что приводят к внутреннему надлому и, как следствие, к катастрофе.

 

У Артура психологический надлом происходит на трёх взаимосвязанных уровнях — публичном, профессиональном и глубоко личном. Так, общество Готэм-сити не воспринимает Артура всерьёз. Его клоунский наряд как красная тряпка для быка — каждый норовит вмазать безобидному клоуну, каждый может безнаказанно выместить на нём свою злость. Это раз. Все мечты стать известным стендап-комиком рушатся о язвительные насмешки ведущего вечернего шоу и артуровского кумира Мюррея Франклина (Роберт Де Ниро играет как всегда лениво, но убедительно).

 

Робкая попытка Артура пошутить в микрофон неизменно прерывается его очередным приступом смеха. С такой профдеформацией популярным комиком не станешь. Это два. На личном фронте дела обстоят ещё хуже: друзей у Артура нет, а темнокожая соседка по этажу шугается его и боится, как бы он чего не натворил. Последние надежды на то, что всё обойдётся, улетучиваются с утратой родной матери. Это три.

 

 

Своим крышесносным ребутом узнаваемого киногероя Феникс просто берёт и отодвигает все предыдущие прочтения грозы Готэма в сторону. Его Джокер — это крещендо всех более ранних образов, их торжествующая кульминация под такую же торжествующую фоновую виолончель исландки Хильдур Гуднадоттир, написавшую музыку к ещё одной человеческой трагедии этого года — мини-сериалу «Чернобыль».

 

Образ, рождённый Фениксом, отзовётся в тысячах одиночек, отвергнутых скупым обществом. Этот тощий задумчивый шут намертво вцепится в ничего не подозревающего зрителя. Парадоксально, но сеющий лишь зло, Джокер Феникса вместо отвращения вызывает сочувствие, вместо неприязни — сострадание, вместо отторжения — участие. Такое под силу не каждому супергерою даже марвеловского калибра. Номинальный злодей вдруг оказывается единственным положительным героем фильма. И в этом ощущается страшный диагноз всему обществу — не только выдуманному, готэмскому, но и современному.

 

Автор — Кирилл Роговец.

 

«Джокер» в прокате с 3 октября.

 

 






Для того чтобы оставить отзыв, вы должны войти или зарегистрироваться.