Выберите областьЗакрыть

Вход в личный кабинет

Вы впервые пользуетесь сервисами bycard.by
или у Вас уже есть аккаунт?

Создание аккаунта

Укажите любую удобную Вам почту, на которую
мы сможем присылать уведомления о Ваших заказах.

Что бы зайти в Личный кабинет в следующий раз,
нажать кнопку входа через соцсеть будет достаточно!

Связывание аккаунтов

Введите Вашу почту и пароль от личного кабинета.

По дороге в кино. Рецензия на роман М.Этвуд "Рассказ Служанки"

Название: Рассказ Служанки  (The Handmaid's Tale)

Автор: Маргарет Этвуд (Margaret Eleanor Atwood)

Жанр: Антиутопия

Год выхода: 1985

Награды: Премия Артура Кларка, главная литературная награда Канады - премия Генерал-Губернатора.

 


 

С того момента, как вы возьмете в руки эту книгу, будьте готовы к постоянным недосыпам, отлыниванию от рабочих и домашних обязанностей и даже мелким ссорам с близкими. "Рассказ служанки" поглотит ваше свободное время без остатка и будет держать в плену до самой последней строчки… Вы спросите: "Что такого может рассказать служанка?". Эта — может. Выворачивая свою душу наизнанку, она вывернет и вашу. И, поверьте, вам захочется еще.

 

 

"Рассказ служанки" — детище канадской писательницы Маргарет Этвуд, обладательницы многочисленных литературных премий (в т.ч. и Букеровской). И хотя главные герои ее книг преимущественно  женщины, жизненные ситуации, в которых они оказываются, находят отклик в каждом читателе. Что касается "Рассказа служанки", то этот роман уже считают классикой современной литературы. По версии авторитетного интернет-портала GoodReads.com произведение входит в тридцатку лучших книг 20 века. И вот почему.

 

 

У этой истории нет начала. А у читателя — нет возможности освоиться: с самых первых строк водоворот событий уносит его вперед и оглядываться не на что. Непонятно в каком времени происходят события и в каком государстве. Неясно, что было "до" и каков прогноз на будущее. Лишь к середине книги разрозненные кусочки паззла начнут складываться в единую картину, и завершится ли этот процесс хоть чем-то — вопрос, на который мы не станем отвечать.

 

 

Повествование ведется от лица безымянной женщины. В момент происходящих событий ее называют Фредова — по имени Командора, которому она принадлежит. Но эта принадлежность не навсегда. Как только женщина выполнит свое главное предназначение — родит ребенка, ее переведут в следующую семью, к другому командору и его жене, дадут иное имя. Таковы правила жизни этого общества, в котором каждая женщина должна выполнять одну определенную функцию, и только ее. Фредова — не более чем сосуд для вынашивания потомства человека из правящего класса. Одна сплошная матка, если угодно. В этом ее единственная роль, так же, как у других женщин — свои. Жена Командора, к примеру, выполняет функцию хранительницы домашнего очага, а уборка и готовка ложится на плечи других женщин, именуемых Марфами.

 

 

Эта реальность настолько мрачна, что поневоле хочется найти в ней светлые стороны. Скажем, женщинам не нужно больше думать о куске хлеба и крыше над головой — отныне это исключительно мужская прерогатива.  Но плата за подобную упорядоченность оказывается слишком высокой для всех — тотальное и беспощадное одиночество, полная потеря свободы. Фредовой, как и многим другим, запрещено любить, дружить, читать, выбирать одежду, иметь личные вещи. Даже мысли приходится тщательно фильтровать, не говоря уже о словах — любое своеволие карается жестоко и беспощадно. Список ее "свобод" небогат: по утрам можно ходить за покупками, изредка — присутствовать на родах других Служанок, а раз в месяц — совокупляться с Командором, сжимая руку его Жены… Все остальное время женщина проводит в пустой комнате, наедине со своими мыслями.

 

 

В эту абсолютно пустую, "вакуумную" жизнь раскаленным ножом врезаются воспоминания о прошлом: о добром муже и любимой дочери, о привычной работе и взбалмошных подругах, об обидах на маму и мелких жизненных неурядицах. Обо всем, что казалось рутинным и местами скучным, но что составляло основу простого счастья. И о том, как это счастье отбирали: тихонько выковыривая по крупицам, или отдирая разом, одним огромным куском… Фредова — представительница первого, переломного поколения, в котором установлены новые порядки. И поэтому воспоминания о другом прошлом — особенно мучительны для нее.

 

 

Но эти же воспоминания и не дают ей окончательно угаснуть. Где-то рядом, в этом же городе, живет ее дочка, а может быть и муж. Осознание этого заставляет служанку бунтовать… только тихо, скрытно, незаметно. Ведь ей все равно хочется жить, пока жива надежда на хоть какие-то перемены. Постепенно Фредова понимает, что она не одинока в своем желании нарушать правила. Другие Служанки, жена Командора, даже сам Командор ищут "на стороне" запретных плодов и с жадностью их вкушают. Какую плату они понесут за это, и есть ли вообще смысл в нарушении правил — предлагаем вам выяснить самостоятельно.

 

 

Итого: "Рассказ служанки", без сомнения, можно поставить в один ряд с ярчайшими представителями жанра антиутопии — "1984" Дж. Оруэлла и "О дивный новый мир" О. Хаксли. Однако эта книга написана женщиной. Что делает ее особенной — менее структурированной и продуманной, но куда более эмоциональной, трогающей до глубины души. Эта книга вынуждает читателя взглянуть на свою жизнь под другим углом и задуматься над тем, чего он хочет. Не как абстрактный, среднестатистический человек, а как женщина или мужчина… Отдельной строкой отметим упоительно красивый стиль повествования. Ощутимо женский, но от того не менее прекрасный.

 

Оценка: 9 из 10

 

 

Дмитрий Малахов, ByCard

 

 

Читайте также: 

По дороге в кино. Рецензия на роман Н.Стивенсона "Алмазный век" >>>

По дороге в кино. Рецензия на роман П.Ротфусса "Имя ветра" >>>

 






Для того чтобы оставить отзыв, вы должны войти или зарегистрироваться.